Коляски с электроприводом для инвалидов: полезная информация и советы
Содержание статьи
Электроколяска – инвалидная коляска, которая работает не за счет усилий самого пользователя, а при помощи электропривода. Это позволяет решать целый ряд проблем: предоставляется возможность максимальной активности человека в помещении и на улице, доступно самостоятельное передвижение пользователя на дальние расстояния (до 40-50 км), в том числе по тротуарам, в парках, магазинах, медицинских учреждениях, по дорогам с плохим покрытием, по неровным и наклонным поверхностям.
Коляски с электроприводом достаточно тяжелые и занимают больше пространства, чем механические, но при этом движение осуществляется с заданной скоростью без физических усилий, а руки при этом остаются свободными. В некоторых моделях можно задавать определенный маршрут. Езда при этом плавная, без лишней вибрации и толчков.
Подобная независимость и мобильность теперь доступна без помощи сопровождающего, в том числе пациентам с ДЦП, сердечно-сосудистыми заболеваниями, слабостью рук и параличами верхней и нижней части тела.
Устройство электроколясок и скутеров
Электроколяски и скутеры работают от батарей, заряжаемых от сети. В среднем время зарядки составляет до 8 часов, а время работы – 4 и более часов в зависимости от вида аккумулятора. Электромотор позволяет развивать скорость до 6-20 км/ч. Во всех моделях предусмотрены тормоза, защита от опрокидывания, ремни безопасности. С помощью утолщенных колес и специальных подвесок можно преодолевать бордюры и неровности на дорогах. Управление осуществляется при помощи джойстика, кнопочных или сенсорных панелей, интегрированных в подлокотник со стороны ведущей руки. Разработаны специализированные системы, регулирующиеся движениями головы, подбородка или дыханием пользователей, парализованных в верхней части тела.
Типы электроколясок
- По назначению: комнатные – маневренные и небольшие модели с откидными подножками, их ширина ограничена дверными проемами (оптимальный размер – до 60 см в ширину), запас хода без подзарядки – до 15 км при скорости до 6 км/ч; прогулочные – мощные и тяжелые коляски, долго держат заряд, развивают скорость от 6 до 20 км/ч, могут достигать веса до 165 кг, запас хода в среднем составляет 40 км; скутеры – могут развивать скорость до 15 км/ч и более, держат заряд от 6 часов и более, но подходят только для пользователей с относительно сохранными двигательными возможностями.
- Детские – легкие и манёвренные модели с ярким дизайном и модульной конструкцией, которая «растет» вместе с ребенком, подходят для использования с 4 лет;
- С вертикализатором – обеспечивают возможность перехода в вертикальное положение, поддерживают тело страховочными ремнями, позволяют включить в работу мышцы, не используемые при сидении, и выполнять работу, недоступную в положении сидя, в том числе дотягиваться до верхних полок;
- По количеству колес: трехколесные – скутеры для инвалидов, способных поддерживать положение сидя самостоятельно, и пожилых людей с системой антипереворачивания, маневренны, имеют небольшой радиус разворота, лучше всего подходят для использования в помещении; четырехколесные – электроколяски и скутеры с высокой устойчивостью для передвижения на улице.
- По типу привода: с задним приводом – более мощные и стабильные, с центральным – маневренны, с передним – устойчивы, но ими трудно управлять.
Использование электроколясок при ДЦП
Электроколяски могут использоваться при ДЦП, так как позволяют быстро передвигаться при помощи небольшого переключателя. Они рекомендованы при ограниченной подвижности и проблемах с координацией в верхних и нижних конечностях.
Зачастую только такие модели дают возможность пациентам вести относительно независимый образ жизни, особенно, если двигательные способности сильно ограничены при тяжелых формах заболевания, в том числе из-за слабости рук. Такие изделия безопасны и позволяют бороться со стигматизацией детей с ДЦП, значительно расширяют границы их самостоятельности, мотивируют знакомиться с окружающим миром и общаться со сверстниками.
Кресло для данной категории пациентов должно быть максимально адаптивным, иметь широкие возможности настроек размера сиденья, подножек и угла наклона спинки. Обязательно наличие ремней безопасности, абдукторов, подголовника (если это продиктовано физическим состоянием пользователя), хорошей амортизации. Производителями разработано множество сидений под различные запросы.
Если поддержка головы и шеи не требуется, то допустимо обратить внимание на электроскутеры. Они помогают развивать двигательные навыки, но пользователи должны обладать возможностью поддерживать вертикальное положение позвоночника и достаточной координацией движений для управления.
Как приобрести?
Финансирование приобретения кресла с электроприводом проводится из Федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если коляска входит в федеральный перечень. Также возможно получить компенсацию в случае, если устройство по наименованию сопоставимо с предусмотренным в классификации технических средств реабилитации, представленных в вышеназванном перечне.
Процедура проводится уполномоченным органом по запросам граждан. Для этого потребуются заявление инвалида или лица, представляющего его интересы, удостоверение личности, документы, подтверждающие факт покупки кресла, заключения медико-технической экспертизы.
Компенсация осуществляется с учетом ИПР (проводится Министерством или Департаментом социальной защиты населения, Фондом Социального страхования) – необходима соответствующая запись в списке средств реабилитации. Финансирование также возможно за счет региональных средств, если коляска, определённая ИПР, не входит в федеральный перечень.
В мировой практике бесплатные устройства доступны при травмировании верхней части тела, проблемах с сердцем, явной мышечной слабости пациента. В других случаях приобретение осуществляется за собственные деньги. Особенности и условия процедуры зависят от действующего законодательства.
На что обратить внимание перед приобретением
Пункты, на которые следует обратить внимание при выборе коляски с электроприводом:
- Мобильность пациента. Возможно ли самостоятельное перемещение в кресле, можно ли встать и сесть на сиденье без помощи, требуется ли помощь в настройках сиденья и оборудования? Например, поворотные сиденья позволяют безопасно пересаживаться в коляску и вставать из нее.
- Удобство в бытовом использовании. Откидная подножка и подлокотники дают возможность подъезжать к мебели вплотную и работать за столом.
- Время, которое пользователь может проводить стоя и сидя без ощущения усталости. Важно уметь поддерживать при нахождении в коляске устойчивое, удобное и безопасное положение. Для этого могут понадобиться специальные абдукторы и подушки. Некоторые модели сидений откидываются в положение лежа для отдыха.
- Максимальная скорость, емкость батареи и проходимость – насколько далеко планируется перемещаться, будет кресло использоваться в помещении или на улице, доступны ли на улице широкие тротуары с невысокими бордюрами.
- Для сельской местности и преодоления высоких бордюров следует выбирать модели с утолщенными колесами, пневматическими шинами и хорошей амортизацией. Для использования в помещении кресло должно быть маневренным, лёгким, складываться и помещаться в багажник автомобиля.
- Качество материалов. Чаще всего при изготовлении рамы используется алюминий и/или титан с защитным покрытием. Сиденье должно быть выполнено из износостойких, приятных на ощупь материалов, которые не вызывают аллергии, не натирают, поддерживают хороший воздухообмен, легко моются и устойчивы к загрязнениям.
- Размеры кресла с учетом роста и веса пользователя. Размеры подбираются по ширине сиденья (не общей ширины кресла) – расстояние в самой широкой части бедер, плюс 2 см с каждой стороны; глубине сиденья – длина бедра до сгиба колена, минус 2 см (если ноги имеют разную длину, то измерение проводится по более короткой); высоте спинки (зависит от возможности поддерживать вертикальное положение самостоятельно), подлокотников и подножек (ноги и руки должны быть согнуты под прямым углом в сидячем положении).
- Коляска должна поддерживать правильную осанку и при необходимости давать опору голове и шее. Для крупных людей разработаны модели высокой грузоподъемности – до 220 и более кг.
- Функциональные возможности коляски в зависимости от потребностей пользователя - системы безопасности (дополнительные тормоза, ремни безопасности, освещение, блокировка колес, компенсация вибраций), наличие вертикализатора или подъемника сиденья, возможности регулировки колес, кресла, установки дополнительного аккумулятора и оборудования.
- Состояние кожи пациента – если на теле есть зоны, которые могут поражаться пролежнями, и при этом пользователь много времени проводит в кресле, то важно обеспечить дополнительную амортизацию для снижения давления в этих местах.
- Когнитивные способности (память, внимание, восприятие) и зрение пользователя – при визуальных, перцептивных нарушениях и грубых проблемах с памятью не рекомендуется пользоваться электроколясками.
- При деменции пользоваться креслом допускается, если человек уже был знаком с таким оборудованием до прогрессирования заболевания, но при себе требуется иметь документы, удостоверяющие личность, систему GPS-отслеживания. Представлять коляску с электроприводом как новое оборудование при когнитивных расстройствах не следует. Непригодно изделие и при развитии нарушений кратковременной памяти, дезориентации, пространственной агнозии, нарушениях ориентировки во времени и собственной личности.
- Для слабовидящих людей перед покупкой электроколяски обязательна консультация офтальмолога, так как невозможность оценивать расстояния и распознавать препятствия может привести к авариям.
- Потребности помогающего лица – удобство сопровождения, сложность зарядки аккумуляторов и технического обслуживания.
Коляска с электроприводом должна обеспечивать больше свободы и независимости, быть комфортной, безопасной, не ограничивать движения, не вызывать боль и пролежни. Перед покупкой рекомендуется проконсультироваться с врачом.